22.11.2023
Привязанность к матери – естественное явление
для маленьких детей. Именно ее ребенок воспринимает как основной источник
уюта, тепла и безопасности. Если такая форма эмоциональной коммуникации
в семье затягивается до старшего дошкольного возраста ребенка, это
негативно влияет на его социальное развитие. При этом чрезмерная
привязанность может быть как у дошкольника, так и у матери,
которую она расценивает как заботу о нем.
Понять свой тип привязанности – значит, понять свои сильные и слабые стороны в отношениях с ребенком и другими людьми. Какой бы тип привязанности ни был у родителей и ребенка, они способны к счастливым, гармоничным взаимоотношениям. «Привязанность – это первая тесная эмоциональная связь ребенка с матерью, которая переносится на дальнейшие отношения ребенка и определяет их динамику. Привязанность формируется между ребенком и родителями, а затем распространяется на других значимых людей». Чтобы понять типы привязанности и как они влияют на жизнь подрастающего ребенка, а затем и взрослого, предлагаем пройти мини-тест на их собственный тип привязанности. Используем для этого готовый бланк. (приложение 1). Обращаем внимание, что на основании только одного экспресс-теста нельзя сделать однозначные выводы о привязанности. Тест лишь позволяет предположить тип привязанности, но допускает возможность ошибки
Выделяют четыре типа привязанности: надежный, избегающий, тревожный, дезорганизованный. Как они проявляются узнаем в приложении 2.
Помните, что тип привязанности – это не приговор, а одна из составляющих эмоционального фона отношений. Человек с любым типом привязанности может быть счастлив в браке и родительстве, иметь друзей и уметь доверять, самореализоваться и быть счастливым. Рекомендации родителям с ненадежным типом привязанности.(приложение 3)
Согласно опросникам у большинства современных детей и многих взрослых смешанный тип привязанности. То есть они проявляют черты, которые свойственны двум и более типам. Это поможет им понять причину «эмоциональных качелей», которые могут быть у них в отношениях с ребенком и другими членами семьи. У каждого человека свое уникальное сочетание сильных сторон и проблем. Понять себя или ребенка – не значит отнести себя или его к одному из типов, а признать свои психологические качества и состояния, понять роль жизненных событий и отношений.
Какой бы
тип привязанности ни был у конкретного родителя и его ребенка,
они способны к счастливым, гармоничным взаимоотношениям.
Их основа – понимание своих желаний и потребностей
и готовность понять желания и потребности другого, а травмы
и проблемы не навсегда. Если родитель чувствует, что ему чаще плохо,
чем хорошо; тревожно, грустно, тоскливо, он в ярости – нужно
обращаться за помощью.
Александра Фокина, доцент кафедры
общегуманитарных дисциплин и психологии ОАНО ВО МИТУ, член
Федерации психологов-консультантов России, практикующий педагог-психолог,
к. психол. н., Москва
В статье практикующий психолог
рассказала, как обсудить с родителями проблему привязанности мам
и детей.