Утверждаю:
Директор МКОУ «Подбужская основная школа»»:
Симкина В.В.
Приказ № 107 от «05 » сентября 2023 г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дошкольного образования
Муниципального казённого
общеобразовательного учреждения
«Подбужская основная общеобразовательная школа»
Хвастовичского района Калужской области
на 2023-2024 учебный год
Принят на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от «29» августа 2023 года
Пояснительная записка.
Календарный учебный план разработан в соответствии с:
– Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
– Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. N 1155 (далее
- ФГОС ДО);
– Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
РФ от 30.08.2013 г. N 1014;
- СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденные
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
N 28;
- СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов
социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденные постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 г. N 16;
- Уставом МКОУ «Подбужская основная школа» ;
Учебный план образовательной деятельности дошкольной группы МКОУ
«Подбужская основная школа на 2023-2024 учебный год является нормативным актом,
устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени,
отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности. Учебный год
начинается со 1сентября 2023г. и заканчивается 31 мая 2024г. Детский сад работает в
режиме пятидневной рабочей недели. Летний оздоровительный период с 1 июня по 31
августа.
Учебный план регламентируется путем внедрения Основной общеобразовательной
программы дошкольного образования (ООП ДО) дошкольной группы МКОУ «Подбужская
основная школа», разработанной на основе ФОП ДО И ФГОС ДО: и парциальными
программами:
- «Культура и творчество вдетском саду» по программе А. В. Бородиной Й
- «Занимательные Финансы» Л.В. Страхонович, Е.В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская
В МКОУ «Подбужская основная школа» функционирует одна разновозрастная группа
общеразвивающей направленности для детей от 2 до 7 лет.
Основными задачами планирования являются:
Реализация ФГОС дошкольного образования в условиях дошкольной группы.
Регулирование объема образовательной нагрузки.
Построение воспитательно-образовательного процесса осуществляется через учебный
план, рассчитанный на 36 рабочих недель.
Распределение непосредственно образовательной деятельности основано на принципах:
соблюдение права воспитанников на дошкольное образование;
дифференциации и вариативности, которое обеспечивает использование в
педагогическом процессе модульный подход;
соотношение между инвариантной (не более 60% от общего времени,
отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования) и
вариативной (не более 40 % от общего нормативного времени, отводимого на основании
основной общеобразовательной программы дошкольного образования) частями учебного
плана;
сохранение преемственности между инвариантной и вариативной частями;
отражение специфики дошкольной группы:
а) учет видовой принадлежности - детский сад общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности;
б) учет особенностей возрастной структуры – в образовательной организации
функционирует1 разновозрастная группа:
ориентирование на реализацию образовательной услуги.
Объем учебной нагрузки в течение недели соответствует гигиеническим нормативам по
устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требованияк обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая
реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста
составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни) - 2 часа 45 мин., в средней
группе (дети пятого года жизни) - 4 часа, в старшей группе (дети шестого года жизни) - 6
часов 15 минут.
Продолжительность занятия непрерывной непосредственно образовательной
деятельности для детей от 1,5 до 3 лет – 10 минут, от 3 до 4 лет - не более 15 минут, для
детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, от 6 до 7
лет – 30 минут.
Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей
дошкольного возраста не более: от 1,5 до 3 лет – 20 минут, от 3 до 4 лет - не более 30 минут,
для детей от 4 до 5 лет - не более 40 минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 50 минут или
75 минут при организации 1 занятия после дневного сна, от 6 до 7 лет – 90 минут.
В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность,
проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной
деятельности - не менее 10 минут.
Учебная нагрузка определена с учетом необходимого требования - соблюдение
минимального количества обязательной образовательной деятельности на изучение каждой
образовательной области, которое определено в инвариантной части учебного плана, и
предельно допустимая нагрузка.
Образование осуществляется на русском языке.
Методическое обеспечение основной программы соответствует перечню
методических изданий, рекомендованных Министерством образования РФ по разделу
«Дошкольное воспитание».
В структуре учебного плана выделены инвариантная (обязательная) и вариативная
(модульная) часть. Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части
основной общеобразовательной программы дошкольного образования (составляет не
менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной
образовательной программы дошкольного образования). В соответствии с требованиями
основной общеобразовательной программы дошкольного образования в инвариантной
части Плана определено время на образовательную деятельность, отведенное на
реализацию образовательных областей.
В инвариантную часть плана включены пять направлений, обеспечивающие
физкультурно- оздоровительное, социально-коммуникативное, речевое, художественноэстетическое, познавательное развитие. Содержание педагогической работы по освоению
детьми образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,
«Физическое развитие» входят в расписание организованной детской деятельности,
занятий со специалистами.
Каждая образовательная область включает в себя следующие структурные единицы:
*
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и
ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и само регуляции собственных
действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности
со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства
принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
*
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,
любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных
действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме,
цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом,
пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой
родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об
особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
*
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и
культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов
различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитикосинтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
*
Художественно-эстетическое
развитие
предполагает
развитие
предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений
искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование
элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки,
художественнойлитературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам
художественных произведений;
реализацию
самостоятельной
творческой
деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и
др.).
*
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах
деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением
упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация
и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной
системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой
моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму,
выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе
стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и
само регуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа
жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании,
двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и
умственного напряжения детей, организовывают в первой половине дня.
Учебная нагрузка определена с учетом необходимого требования – соблюдение
минимального количества занятий на изучение каждой образовательной деятельности.
Психолого-педагогическая работа осуществляется по следующим направлениям:
«Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое
развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Вариативность использования учебного материала позволяет раскрыть потенциал
ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Формирование основ безопасности, трудовое, нравственное воспитание, социализация,
формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, конструктивномодельная деятельность планируются в режимных моментах, совместной деятельности
педагога с детьми (проектной деятельности), самостоятельной деятельности детей, в
совместной деятельности педагога, ребенка и родителей.
Приобщение детей к художественной литературе осуществляется на занятиях по
«Речевому развитию» и в режимных моментах, в совместной деятельности педагога с
детьми.
Образовательная деятельность осуществляется и в ходе режимных моментов, таких как:
утренняя гимнастика, комплекс закаливающих процедур, гигиенические процедуры,
ситуативные беседы при проведении режимных моментов, чтение художественной
литературы, дежурства, прогулки – ежедневно.
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его
родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики
используются только для решения задач педагогического сопровождения и проведения
квалифицированной коррекции развития
детей. С каждым годом в дошкольном
учреждении улучшается материально-техническая база, необходимая для
жизнеобеспечения и развития детей, систематически ведется работа по улучшению и
обновлению предметно-развивающей среды, педагоги и специалисты имеют
соответствующееобразование и своевременно повышают квалификацию.
Организованная образовательная
деятельность
Образовательн
ые области по
ФГОС ДО
Физическое
развитие
Организованная образовательная деятельность
Периодично
сть
Базовый
вид
Группа
Младшая
Средня
деятельност
раннего
группа
я
и
возраста
группа
Физическая
культура в
помещении
Ознакомление
с окружающим
миром
2 раза в
неделю
2 раза в
неделю
2 раза в
неделю
72 в год
72 в год
72 в год
1 раз в
неделю
1 раз в
неделю
1 раз в
неделю
36 в год
36 в год
36 в год
Старш
ая
групп
а
2 раза
в
недел
ю
Подгот
ови
тельная
к школе
группа
2 раза в
неделю
72 в год
72 в год
1 раз
1 раз в
в
неделю
недел
ю
36 в год
36 в год
Познавательное
развитие
-
-
Культура и
творчество в
детском саду
(вариативная часть,
формируемая
участниками
образовательных
отношений)
Математическое
развитие
Занимательные
Финансы
18 в год
Речевое
развитие
Подготовка к
обучению грамоте
-
1 раз в
неделю
1 раз в
неделю
36 в год
36 в год
1 раз в 2
недели
18 в год
--
-
2 раза в
неделю
1 раз в
неделю
1 раз в
неделю
72 в год
36 в год
36 в год
-
1 раз в
неделю
1 раз в
неделю
36в год
36в год
1 раз в
неделю
1 раз в
неделю
1 раз в
неделю
36 в год
36 в год
36 в год
0,5 раз в
неделю
1 раз в 2
недели
18в год
18 в год
Аппликация
-
1 раз в 2
недели
18 в год
1 раз в
2
недели
18 в
год
1 раз в 2
недели
18 в год
Музыка
2 раза в
2 раза в
2 раза в
Рисование
Художественно
-эстетическое
развитие
1 раз в
2
недел
и
1 раз в
2недели
18 в
год
18 в год
(вариативная
часть,
формируемая
участниками
образовательных
отношений)
Развитие речи
1 раз в
неделю
1 раз
в
недел
ю
2 раза
в
неделю
36 в
36 в год год
1 раз в 1 раз в 2
2
недели
18 в год
недел
и
18 в год
2 раза
в
недел
ю
2 раза в
неделю
72 в год
72 в год
1 раз
2 раза в
в
неделю
недел
72 в год
ю
36в год
2 раза
в
недел
ю
2 раза в
неделю
72 в год
72 в год
Лепка
1 раз в
1 раз в 2
2
недели
недел
18 в год
и 18 в
год
1 раз в 2 1 раз в 2
недел
недели
и18 в
18 в год
год
2 раза в 2 раза в
неделю
неделю
неделю
72 в год
72 в год
72 в год
10занятий в 10 занятийв 11 занятий
неделю неделю 329 в неделю
329
занятий в 406
занятийв
год
занятий в
год
год
неделю
72 в год
13
занятий
в
ИТОГО:
неделю
468
занятий
вгод
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Социальноежеднев ежедневно ежедневно ежедневн
самообслуживание,
коммуникативн элементарный
но
о
ое развитие
бытовой труд
социализация,
развитие общения,
нравственное
воспитание; ребенок в
семье
и обществе;
самообслуживание,
самостоятельность,
трудовое воспитание;
формирование основ
безопасности
Взаимодействи Чтение
ежеднев ежедневно ежедневно ежедневн
е взрослого
но
о
художественной
с детьми в
литературы
различных
Конструктивноежеднев ежедневно ежедневно ежедневн
видах
но
о
модельная
деятельности
деятельность
ежеднев ежедневно ежедневно ежедневн
Игровая деятельность но
о
15
занятийв
неделю
517
занятий
вгод
ежедневн
о
ежедневн
о
ежедневн
о
ежедневн
о
ежеднев
но
ежедневно
ежедневно
ежедневн
о
ежедневн
о
Дежурства
ежеднев
но
ежедневно
ежедневно
ежедневн
о
ежедневн
о
Прогулка
ежеднев
но
ежедневно
ежедневно
ежедневн
о
ежедневн
о
Утренняя гимнастика
ежеднев
но
ежедневно
ежедневно
ежедневн
о
ежедневн
о
Комплексы
закаливающих
процедур
ежеднев
но
ежедневно
ежедневно
ежедневн
о
ежедневн
о
Гигиенические
процедуры
ежеднев
но
ежедневно
ежедневно
ежедневн
о
ежедневн
о
Общение при
проведении
режимных моментов
Оздоровительн
ая работа
неделю
72 в год
Самостоятельн
Игра
ежедневно
ежедневно
но
ая деятельность
детей
ежеднев
Самостоятельная
деятельность детей в
центрах (уголках)
развития
Познавательно –
исследовательская
деятельность
ежедневн
ежедневн
о
о
ежеднев
но
ежедневно
ежедневно
ежедневн
о
ежедневн
о
ежеднев
но
ежедневно
ежедневно
ежедневн
о
ежедневн
о