ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа отражает Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования (2009) по учебному предмету «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
ИСКУССТВО». Программа составлена на основании примерной программы по
изобразительному искусству разработанной Неменской Л. А. и учебно-методическому
комплексу «Школа России».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
ИСКУССТВО»
В результате освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» на уровне
начального общего образования (1-4 классы) будут формироваться следующие личностные
результаты:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование
ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к
творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
11. Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели
индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью.
В результате освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» на уровне
начального общего образования (1-4 классы) будут сформированы следующие
метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств еѐ осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
2

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и
познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

3

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своѐ мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль
в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта интересов сторон
и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Русский язык».
В результате освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» на уровне
начального общего образования (1-4 классы) будут сформированы следующие предметные
результаты:
Ученик научится:
- сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и
умение объяснить это на доступном возрасте уровне;
- умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они
вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;
- умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
- способность обосновывать свое суждение, подбирать слова для характеристики своего
эмоционального состояния и героя произведения искусства;
- умение высказывать предложения о сюжете по иллюстрации, рассказывать о своем любимом
произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
- умение фиксировать свое эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия
произведения искусства;
- сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов;
- сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных
памятников своего региона, их истории;
- активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
- понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание
природы как основы всей жизни человека;
- понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей
местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;
Ученик получит возможность научиться:
- умение объяснить, чем похожи и чем отличаются традиции разных народов в сказках,
орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;
- умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства – словесном,
изобразительном, пластическом, музыкальном;
- умение развивать предложенную сюжетную линию;
4

- сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных
видах творческой деятельности;
- умение выражать в беседе свое отношение к произведениям разных видов искусства,
понимать специфику выразительного языка каждого из них;
- умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
- умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам
искусства;
- умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания
художественного образа, выражения идеи произведения;
- умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач;

5

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Класс
1 класс

Раздел
«ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ»
Раздел 1: Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения.
Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей
повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребенок тоже немножко
художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других
людей. Видеть — осмысленно рассматривать окружающий мир — надо
учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе
умения рисовать. Овладение первичными навыками изображения на
плоскости с помощью линии, пятна, цвета, в объеме. Первичный опыт
работы художественными материалами, эстетическая оценка их
выразительных возможностей.

Кол-во
часов
9

Раздел 2: Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения.
Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются
красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит
любоваться красотой.
Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в
жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует
общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками
(аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт
коллективной деятельности.

8

Раздел 3: Ты строишь. Первичные представления о конструктивной
художественной деятельности и ее роли в жизни человека.
Художественный образ в архитектуре и дизайне.
Мастер Постройки — олицетворение конструктивной
художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы
предмета лежит в основе умения рисовать.
Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е.
построение предмета.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками
конструирования. Первичный опыт коллективной работы.
Раздел 4: Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг
другу. Общие начала всех пространственно-визуальных искусств —
пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное
использование в разных видах искусства этих элементов языка.
Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы
художника и присутствуют в любом произведении, которое он
создает. Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое
восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего
мира.
Навыки коллективной творческой деятельности.
«Искусство и Ты»
2 класс
1 Раздел: Как и чем работает художник? Представление о разнообразии
художественных материалов, которые использует в своей работе
художник. Выразительные возможности художественных материалов.
Особенности, свойства и характер различных материалов.
Цвет: основные, составные, дополнительные цвета. Смешение красок.

11

5

8

6

Роль черной и белой красок. Ритм линий, ритм пятен. Лепка.
Моделирование из бумаги. Коллаж.
2 Раздел: Реальность и фантазия. Для изображения реальности
необходимо воображение. Для создания фантастического образа
необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для
творчества художника.
Изображение реальных и фантастических животных. Изображение
узоров, увиденных в природе, и орнаментов для украшения человека.
Изображение фантазийных построек.
Развитие духовной и эмоциональной сферы ребенка через общение с
природой.
3 Раздел: О чем говорит искусство. Важнейшая тема курса. Искусство
выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому, что он
изображает, украшает и строит.
Изображение состояний (настроений) в природе. Изображение доброго
и злого сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных
по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и
злых, разных по характеру сказочных героев.

7

9

4 Раздел: Как говорит искусство. Средства образной выразительности в
изобразительном искусстве.
Эмоциональное воздействие цвета: теплое — холодное, звонкое и
глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии. Понятие
ритма; ритм пятен, линий.
Выразительность соотношения пропорций. Выразительность фактур.
Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат
выражению мыслей и чувств художника.
«Искусство вокруг нас»
3 класс
1 Раздел: Искусство в твоем доме. В каждой вещи, в каждом предмете,
которые наполняют наш дом, заложен труд художника. В чем состоит эта
работа художника? Вещи бывают нарядными, праздничными или
тихими, уютными, деловыми, строгими. Одни подходят для работы,
другие – для отдыха. Одни служат детям, другие – взрослым. Как
выглядят вещи, решает художник и тем самым создает пространственный
и предметный мир вокруг нас, в котором отражаются наши
представления о жизни. Каждый человек тоже бывает в роли художника.
Братья-мастера выясняют, что же каждый из них сделал в ближайшем
окружении ребенка. В тоге выясняется, что без участия мастеров не
создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.

10

2 Раздел: Искусство на улицах твоего города. Деятельность художника
на улице города. Знакомство с искусством начинается с родного порога:
родной улицы, родного города, без которых не может возникнуть
чувство Родины.
Разнообразные проявления деятельности художника и его верных
помощников Братьев-Мастеров в создании облика города, в украшении
улиц, скверов, площадей. Красота старинной архитектуры — памятников
культуры.
Атрибуты современной жизни города: витрины, парки, скверы, ажурные
ограды, фонари, разнообразный транспорт. Их образное решение.
Единство красоты и целесообразности. Роль выдумки и фантазии в
творчестве художника, создающего художественный облик города.

7

8

7

3 Раздел: Художник и зрелище. Художник необходим в театре, цирке, на
любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств.
Театрально-зрелищное
искусство,
его
игровая
природа.
Изобразительное искусство — необходимая со- ставная часть зрелища.
Деятельность художника в театре в зависимости от вида зрелища или
особенностей работы (плакат, декорация, занавес). Взаимодействие в
работе
театрального художника разных видов деятельности:
конструктивной
(постройка),
декоративной
(украшение),
изобразительной (изображение).
Создание театрализованного представления или спектакля с
использованием творческих работ детей.

11

4 Раздел: Художник и музей. Художник работает в доме, на улице, на
празднике, в театре. Это все прикладные виды работы художника. А еще
художник создает произведения, в которых, изображая мир, он
размышляет о нем и выражает свое отношение и переживание явлений
действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях. Знакомство
со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства.
Художественные музеи Москвы и Санкт-Петербурга. Участие
художника в организации музея.
4 класс
Истоки родного искусства
1 Раздел: Постройка в творчестве народов всей земли. Пейзаж родной
земли. Красота природы в произведениях русской живописи. Деревня
— деревянный мир. Украшения избы и их значение. Красота человека.
Образ русского человека в произведениях художников. Календарные
праздники. Народные праздники (обобщение темы).

8

2 Раздел: Древние города нашей Земли. Родной угол. Древние соборы.
Города Русской земли. Древнерусские воины-защитники. Новгород.
Псков. Владимир и Суздаль. Москва. Узорочье теремов. Пир в
теремных палатах (обобщение темы).
3 Раздел: Каждый народ — художник. Страна Восходящего солнца.
Образ художественной культуры Японии. Образ женской красоты.
Народы гор и степей. Юрта как произведение архитектуры. Города в
пустыне. Древняя Эллада. Мифологические представления Древней
Греции. Европейские города Средневековья Образ готического храма.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
4 Раздел: Искусство объединяет народы. Материнство. Образ
Богоматери в русском и западноевропейском искусстве. Мудрость
старости. Сопереживание. Герои - защитники. Героическая тема в
искусстве разных народов. Юность и надежды. Искусство народов мира
(обобщение темы).

7

8

11

8

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Глава
1
2
3

Содержание материала
1класс
Ты учишься изображать
Ты украшаешь
Ты строишь

Количество
часов
9
8
11

8

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Изображение, украшение, постройка всегда помогают
друг другу
Итого
2 класс
Как и чем работает художник?
Реальность и фантазия
О чем говорит искусство
Как говорит искусство
Итого
3 класс
Искусство в твоем доме
Искусство на улицах твоего города
Художник и зрелище
Художник и музей
Итого
4 класс
Истоки родного искусства
Древние города нашей Земли
Каждый народ — художник
Искусство объединяет народы
Итого

5
33
8
7
9
10
34
8
7
11
8
34
8
7
11
8
34

9

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 06.03.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(48453)95-6-34

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».