Биология 5-6 классы

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются
по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и
государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения биологии:
•

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству,
чувства гордости за свою Родину;

•

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

•

знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни
и здоровьесберегающих технологий;

•

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой
природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать
выводы); эстетического отношения к живым объектам;

•

формирование личностных представлений о целостности природы,

•

формирование толерантности и миролюбия;

•

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах,

•

формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;

•

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;

•

формирование

ценности

здорового

и

безопасного

образа

жизни;

усвоение

правил

индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей,
•

формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и
рационального природопользования;
Метапредметные результаты обучения биологии:

•

учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;

•

знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть
проблему,

ставить

вопросы,

выдвигать

гипотезы,

давать

определения

понятиям,

классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
•

формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст
учебника, научно-популярной

литературой, биологическими

словарями

справочниками,

анализировать и оценивать информацию
•

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной
деятельности

•

формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникативных технологий.

•

формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку
зрения.
Предметными результатами обучения биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
▪

выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых
организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;

▪

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами

▪

классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной
систематической группе;

▪

объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе;
родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления
отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического
разнообразия для сохранения биосферы;

▪

различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах наиболее
распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;

▪

сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на
основе сравнения;

▪

выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в
экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;

▪

овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и
процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:
▪

знание основных правил поведения в природе;

▪

анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на
здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:
▪

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

▪

соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные
иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:
▪

освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

5. В эстетической сфере:
▪

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

(34 часа, 1 час в неделю)
Биология как наука (5 часов)
Биология — наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей.
Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.
Методы исследования в биологии: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение
организмов. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и
инструментами.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (10 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Правила работы с
микроскопом. Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Клетка и ее строение: оболочка,
цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку
(дыхание, питание), рост, раздражимость, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации
Микропрепараты различных растительных тканей.
Движение цитоплазмы в клетках листа элодеи.
Лабораторные и практические работы
Устройство увеличительных приборов, рассматривание клеточного строения растения с помощью
лупы.
Устройство светового микроскопа и приемы работы с ним.
Приготовление

препарата

кожицы

чешуи

лука,

рассматривание

его

под

микроскопом.

Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи,
плодов томатов, рябины, шиповника.
Многообразие организмов (19 часов)

Многообразие организмов и их классификация. Отличительные признаки представителей
разных царств живой природы.
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в
круговороте веществ в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в
природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Многообразие
грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика
отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.
Растения. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, одноклеточные и
многоклеточные растения, низшие и высшие растения. Места обитания растений.
Водоросли. Многообразие водорослей – одноклеточные и многоклеточные. Строение
одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека,
использование.
Лишайники – симбиотические организмы, многообразие и распространение лишайников.
Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные
особенности, многообразие и распространение.
Семенные растения. Голосеменные, особенности строения. Их многообразие, значение в
природе и использование человеком.
Покрытосемянные растения, особенности строения и многообразие. Значение в природе и
жизни человека.
Общая характеристика царства Животные. Разнообразие животных – одноклеточные и
многоклеточные. Охрана животного мира. Особенности строения одноклеточных животных и их
многообразие. Роль одноклеточных животных в природе и жизни человека.
Беспозвоночные животные, особенности их строения. Многообразие беспозвоночных
животных.
Позвоночные животные, особенности их строения. Многообразие позвоночных животных.
Многообразие и охрана живой природы.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня,
спорынья). Гербарные экземпляры растений (мха (на местных видах), споро носящего хвоща,
папоротника, хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
Особенности строения мукора и дрожжей.
Внешнее строение цветкового растения.

Тематический план
№ п/п

Количество
часов

Темы

1

Введение. Биология как наука

2

Клетка – основа
организмов

3

Многообразие живых организмов

19

Итого

34

строения

5
и

жизнедеятельности

10

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ
Программа разработана на основе авторской программы В.В. Пасечника и коллектива авторов.
Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5-9 классы. М.:
Просвещение, 2013. – 80 с. (Соответствует требованиям ФГОС) и ориентирована на работу по
учебно-методическому комплекту:
Учебник «Биология 5-6 класс», В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г Гапонюк.
Поурочные разработки «Биология 5-6 класс», В.В. Пасечник и др.
Рабочие программы « Биология. 5-9 классы», В.В. Пасечник и др

Интернет-ресурсы.
•

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru

•

2. КМ-школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим
доступа : http://www.km-school.ru
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
урока

Тема
Введение. Биология как наука.

1

Биология – наука о живой природе.

Количеств
о часов
5
1

Дата

2

Методы изучения биологии. Правила работы в кабинете
биологии.

1

3

Разнообразие живой природы.

1

4

Среды обитания живых организмов.

1

5

Экскурсия «Разнообразие живых организмов Осенние явления
в жизни растений и животных».
Контрольно-обобщающий урок.

1

I . Клетка – основа строения и
жизнедеятельности организмов

10

6

Устройство увеличительных приборов. Л/р.1. «Рассматривание
клеточного строения растений с помощью лупы»,
Л/р.2.«Устройство микроскопа и правила работы с ним»

1

7

Химический состав клетки. Л/р.3«Химический состав клетки.

1

Неорганические вещества»
8

Химический состав клетки.
Л/р.4 «Химический состав
клетки, органические вещества клетки».

1

9

Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли).

1

10

Л/р.5 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы
лука под микроскопом».

11

Особенности строения клеток. Л./ р.6 «Пластиды в клетках листа
элодеи. Пластиды в клетках плодов томатов, рябины, шиповника.»

1

12

Процессы жизнедеятельности в клетке

1

13

Деление и рост клеток.

1

14

Единство живого. Сравнение строения клеток различных
организмов.

1

15

Контрольная работа № 1.

1

II. Многообразие организмов

19

16

Характеристика царства бактерий.

1

17

Роль бактерий в природе и жизни человека.

1

18

Характеристика царства Растения.

1

19

Водоросли.

1

20

Многообразие водорослей.

1

21

Роль водорослей в природе и жизни человека.

1

22

Высшие споровые растения. Моховидные.

1

23

Папоротниковидные. Плауновидные. Хвощевидные.

1

24

Голосеменные растения.

1

25

Разнообразие хвойных растений.

1

26

Покрытосемянные растения. Л/р.7. «Внешнее строение
цветкового растения».

1

27

Общая характеристика царства Животные.

1

28

Характеристика царства грибы.

1

29

Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека.

1

30

Грибы – паразиты растений, животных, человека. Л/р.8.
«Особенности строения мукора и дрожжей».

1

31

Лишайники.

1

32

Происхождение бактерий, грибов, животных и растений.

1

33

Обобщающий урок «Многообразие живой природы»
Контрольная работа № 2.

1

34

Весенние явления в жизни природы. Экскурсия.

1

Итого 34 часа.

Биология 6 класс
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 6 классе являются
следующие умения:
• Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его
познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
• Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
• Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне школы.
• Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения
здоровья.
• Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
• Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и

поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и
благополучия людей на Земле.
• Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде
всего продуктивные задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять
цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
• Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
• Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта).
• Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно.
• В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

• Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Выявлять причины и следствия простых явлений.
• Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе
дихотомического деления (на основе отрицания).
• Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственны
связей.
• Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
• Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать
информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
• Вычитывать все уровни текстовой информации.
• Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Средством формирования
познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания
учебника.
Коммуникативные УУД:
• Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» в 6 классе являются
следующие умения:

1. - осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению
с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3. – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4. – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные,
ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи,
хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии,
грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
5. – понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение,
эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться
увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения
препаратов.
6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

(34 часа, 1 час в неделю)
Глава 3. Жизнедеятельность организмов (12 часов)
Обмен веществ — главный признак жизни. Питание — важный компонент обмена веществ.
Пища — основной источник энергии и строительного материала в организме.
Способы питания организмов. Питание растений. Почвенное (корневое) и воздушное
(фотосинтез) питание. Удобрения, нормы и сроки их внесения. Фотосинтез. Хлоропласты,
хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Приспособленность растений к использованию энергии
света, воды, углекислого газа. Роль растений в природе. Питание животных.
Способы питания. Растительноядные, хищные, всеядные животные. Удаление из организма
непереваренных остатков. Питание грибов и бактерий.
Дыхание, его роль в жизни организмов. Использование организмом энергии, освобождаемой
в процессе дыхания. Дыхание растений и животных.
Передвижение веществ в организмах, его значение. Передвижение веществ в растении.
Передвижение веществ в организме животного. Кровь, ее значение. Кровеносная система
животных.
Выделение — процесс выведения из организма продуктов жизнедеятельности, его значение.
Демонстрации: модели, коллекции, влажные препараты, иллюстрирующие различные
процессы жизнедеятельности живых организмов; опыты, доказывающие выделение
растениями на свету кислорода, образование крахмала в листьях, дыхание растений,
передвижение минеральных и органических веществ в растительном организме.
Лабораторные работы:
Лабораторная работа «Передвижение воды и минеральных веществ в растении».
Глава 4. Строение и многообразие покрытосеменных растений ( 18 часов)
Растения. Разнообразие и строение семени. Строение семян однодольных и
двудольныхрастений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня.
Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение
листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей.
Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Видоизменения корней: корнеплоды, корневые клубни, воздушные корни, дыхательные
корни. Побег и почки. Строение почек. Расположение почек на стебле. Строение стебля.
Внутреннее строение ветки дерева. Внешнее строение листа. Жилкование листьев. Строение
кожицы и мякоти листа. Видоизменения побегов. Строение и разнообразие цветков. Цветок
– видоизменѐнный укороченный побег. Растения однодомные и двудомные. Соцветия.
Соцветия, их биологическое значение. Плоды. Плоды сухие и сочные, односемянные и
многосемянные. Распространение семян. Размножение покрытосеменных растений.
Опыление. Признаки насекомоопыляемых растений. Признаки ветроопыляемых растений.
Классификация покрытосеменных растений. Класс Однодольные растения и класс
Двудольные растения. Семейства покрытосеменных растений. Культурные растения
семейства крестоцветные. Семейство Розоцветные. Семейство Паслѐновые и семейство
Сложноцветные. Семейство Мотыльковые или Бобовые. Класс Однодольные. Семейство
Злаки. Важнейшие злаковые культуры. Семейство Лилейные. Многообразие живой природы.
Охрана природы. Значение растений
в
природе и жизни человека.

Лабораторные
и
практические
работы:
Вегетативное размножение комнатных растений
Изучение семян двудольных и однодольных растений.
Стержневые и мочковатые корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски.
Строение почек. Расположение почек на стебле
Внутреннее строение ветки дерева

Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение.
Строение кожицы листа Строение клубня, луковицы, корневища
Строение цветка Соцветия Классификация плодов Семейства
двудольных Строение пшеницы (ржи, ячменя).
Демонстрации: коллекции, иллюстрирующие различные способы распространения плодов и
семян; различные способы размножения растений; опыты, доказывающие рост корня и побега
верхушкой, необходимость условий для прорастания семян и роста проростка.
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и
расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микро- строение стебля. Различные
виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Демонстрации: модели цветков, модели семян; коллекции семян; модель стебля растения;
видеофильмы, иллюстрирующие строение цветка, соцветий, гербарии растений.
Резерв времени: 3 часа
Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные
культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные
растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции
Тематический план
№ п/п Тема

Количество
часов

1

Жизнедеятельность организмов

15

2

Строение и многообразие покрытосеменных растений

19

Итого:

34
Плановые контрольные работы

№ п/п

Тема

1.

Входная контрольная работа

2.

Жизнедеятельность организмов

3.

Строение и многообразие покрытосеменных растений

4.

Итоговая контрольная работа
Итого: 4

Календарно - тематическое планирование
6 класс биология
№ п/п

Тема
Глава 3.
Жизнедеятельность организмов

Количество
часов

16 ч

1

Инструктаж по ТБ в кабинете биологии
Обмен веществ – главный признак жизни

1

2

1

3
4

Питание бактерий.
Вводная к/р №1
Питание грибов.
Питание животных

5
6
7

Питание растений. Удобрения.
Фотосинтез. Значение фотосинтеза
Дыхание растений

1
1
1

8

Дыхание животных

1

9

Передвижение веществ у растений Л/р №1

1

1
1

«Передвижение воды и минеральных веществ в растении».
1

11

Передвижение веществ у
животных
Выделение у растений

12

Выделение у животных

1

13

Размножение организмов и его значение. Бесполое размножение.
Л/р №2 «Вегетативное размножение комнатных растений».

1

14

Половое размножение

1

15
16

Рост и развитие – свойства живых организмов
Контрольно-обобщающий урок по теме: «Жизнедеятельность
организмов»
Контрольная работа №2

1
1

10

Глава 4.Строение и многообразие растительного мира
(Покрытосеменных)

1

18 ч

17

Строение семян.
Л/р №3 «Строение семян двудольных растений.
Строение семян однодольных растений».

1

18

Виды корней и типы корневых систем.
Л/р №4 «Стержневые и мочковатые корневые системы.
Корневой чехлик и корневые волоски».

1

19
20

Видоизменения корней
Побег и почки.
Л/р № 5 «Строение почек. Расположение почек на стебле».
Строение стебля.
Л/р № 6 « Внутреннее строение ветки дерева».

1
1

Внешнее строение листа .
Л/р № 7 «Листья простые и сложные, их жилкование и
листорасположение».

1

21

22

1

Дата

Клеточное строение листа.
Л/р № 8 « Строение кожицы листа».

1

1

25

Видоизменения побегов.
Л/р № 9 «Строение клубня, луковицы, корневища».
Строение и разнообразие
цветков. Л/р №10
«Строение цветка».

26

Соцветия.
Л/р № 11 «Соцветия».

1

27

Плоды. Л/р №12 «Классификация плодов».

1

28

Размножение покрытосеменных растений.
Контрольная работа № 3
Классификация покрытосеменных растений
Класс Двудольные.
Л/р №13 «Семейства двудольных».
Класс Однодольные.
Л/р № 14 «Строение пшеницы (ржи, ячменя)».
Многообразие живой природы. Охрана природы

23

24

29
30
31
32

1

1
1
1
1

33

Обобщение темы: Строение и многообразие живой природы.
Итоговая контрольная работа №4

1

34

Заключительный урок по курсу. Задание на лето.

1

Итого: 34 ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 06.03.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(48453)95-6-34

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».