Общие положения 1.1 .Настоящее Положение разработано для дошкольной группы МКОУ «Подбужская основная школа» Настоящее Положение разработано в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 01.01. 2014 (приказ Министра образования и науки РФ от 17.10 2013, зарегистрирован в Минюсте 14.11.2013 регистрационный № 30384); Приказом от 25.11.2022 г. №1028 Министерства Просвещения Российской Федерации «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» Приказом Министерства просвещения Российской федерации от 31 июля 2020 г. N373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 01.12.2022 N 1048) Постановлением от 28 января 2021 г. N 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» Образовательной программой дошкольного образования (далее ОП ДО), Уставом МКОУ «Подбужская основная школа» 1.2. Согласно требованиям ФГОС дошкольного образования при реализации образовательной программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическими работниками (воспитателями) в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Оценка индивидуального развития позволяет выявить у детей интересы, предпочтения и индивидуальный маршрут развития каждого ребенка. 2.Основные понятия. Под педагогической диагностикой понимается такая оценка развития детей, которая необходима педагогу, непосредственно работающему с детьми, для получения «обратной связи» в процессе взаимодействия с ребенком или с группой детей. При этом согласно требованиям Стандарта такая оценка индивидуального развития детей, прежде всего, является профессиональным инструментом педагога, которым он может воспользоваться при необходимости получения им информации об уровне актуального развития ребенка или о динамике такого развития по мере реализации Программы. Педагогический мониторинг проводится педагогическим работником по своему усмотрению независимо от пожеланий родителей (законных представителей) детей. Педагогическая диагностика (мониторинг) освоения детьми Образовательной программы дошкольного образования (ОП ДО) является системой работы и имеет определенные этапы реализации: сбор, обработка, распространение и хранение информации об уровне освоения детьми ОП ДО в контексте оценки качества дошкольного образования. 3.Цель и задачи педагогической диагностики (мониторинга) 3.1. Цель педагогической диагностики (мониторинга) - выявление результативности образовательного процесса как основы педагогического планирования и проектирования условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей. 3.2.3адачи: В соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: Индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); Оптимизации работы с группой детей. 3.3. Педагогическая диагностика связана с освоением воспитанниками ОП ДО и заключается в анализе освоения ими содержания образовательных областей: Физическое развитие; Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие. 3.4.Результаты психологической диагностики используются: Для решения задач психологического сопровождения детей. Для проведения квалифицированной коррекции развития детей. Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение: деятельностных умений; интересов, предпочтений, склонностей ребенка; личностных особенностей ребенка; особенностей его взаимодействия со сверстниками, со взрослыми. 4.Организация проведения оценки индивидуального развития дошкольников. 4.1.Педагогическая диагностика (мониторинг) проводится 2 раза в год на начальном этапе освоения ребенком образовательной программы в зависимости от времени его поступления в дошкольную группу (стартовая диагностика) и на завершающем этапе освоения программы его возрастной группы (заключительная, финальная диагностика) проводятся в сентябре и мае с 1 по 15 число месяца. При проведении диагностики на начальном этапе учитывается адаптационный период пребывания ребенка в группе. Сравнение результатов стартовой и финальной диагностики позволяет выявить индивидуальную динамику развития ребенка. 4.2 Мониторинг (оценка индивидуального развития) осуществляется через отслеживание результатов освоения детьми образовательной программы. 4.3 Оценка индивидуального развития осуществляется в течение времени пребывания ребенка в Учреждении (с 08.00 до 16.00, исключая время, отведенное на дневной сон). 4.4 Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится педагогом в произвольной форме на основе малоформализованных диагностических методов: наблюдения, свободных бесед с детьми, анализов продуктов детской деятельности (рисунков, работ по лепке, аппликации, построек, поделок и тому подобное), специальных диагностических ситуаций. 4.5 Основным методом педагогической диагностики является наблюдение. Педагог наблюдает за детьми в деятельности (игровая, общение, познавательно- исследовательская. Изобразительная, конструирование, двигательная), разных ситуациях (в режимных процессах, группе и на прогулке, совместной и самостоятельной деятельности детей и других ситуациях). В процессе наблюдения педагог отмечает особенности проявления ребенком личностных качеств, деятельностных умений, интересов, предпочтений, фиксирует реакции на успехи и неудачи, поведение в конфликтных ситуациях и тому подобное. Наблюдая за поведением ребенка, педагог обращает внимание на частоту проявления каждого показателя, самостоятельность и инициативность ребенка в деятельности. Частота проявления указывает на периодичность и степень устойчивости показателя. Самостоятельность выполнения действий позволяет определить зону актуального и ближайшего развития ребенка. Инициативность свидетельствует о проявлении субьектности ребенка в деятельности и взаимодействии. 4.6 Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям: 1 балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает; 2 балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки; 3 балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого; 4 4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки; 5.баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно. 4.7 Фиксация показателей развития выражается в форме: показатель сформирован (достаточный уровень «+») наблюдаетсяв самостоятельной деятельности ребенка, в совместной деятельности со взрослым; показатель в стадии формирования (уровень близкий к достаточному «0») проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребенок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, дает аналогичные примеры; показатель не сформирован (недостаточный уровень «-») - не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребенок не дает положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно. 1 балл – 2.2 балла – ниже нормы/не соответствует возрасту/недостаточный уровень; 2,3 балла -3,7 баллов- средний уровень развития / имеет некоторые проблемы/уровень близкий к достаточному; 3,8 балла и выше – высокий уровень / соответствует возрасту/достаточный уровень. Оценки «достаточный уровень» и «близкий к достаточному», отражают состояние возрастной нормы развития. Преобладание оценок «достаточный уровень» свидетельствует об успешном развитииребенка. Если по каким-то направлениям преобладают оценки «недостаточный уровень», следует усилить индивидуальную работу с ребенком по данному направлению с учетом выявленных проблем, а также при взаимодействии с семьей по реализацииОбразовательной программы. 4.7.На основании полученных результатов в начале учебного года педагоги проектируют образовательную деятельность с детьми каждой возрастной группы и планируют индивидуальную траекторию развития по образовательным областям обучающихся с особыми образовательными потребностями. 4.8.В конце учебного года организуется итоговая диагностика, проводится сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года, показывающий эффективность педагогических воздействий. По результатам педагогической диагностики с учётом выявленных проблем проводится проектирование педагогического процесса на новый учебный год, а также организация методической работы с педагогами. 4.9 Технология работы с диагностическими таблицами проста и включает 2 этапа. Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы. Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество детей в группе, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в группах компенсирующей направленности — для подготовки к групповому медико- психологопедагогическому совещанию), а также для ведения учета обще- групповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы. 5. Инструментарий педагогической диагностики 5.1. Для проведения педагогической диагностики используется педагогический мониторинг по методике Верещагиной Н.В.: «Диагностика педагогического процесса в дошкольной образовательной организации». 5.2 В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, в условиях ДОУ используются: наблюдение, которое дополняется свободным общением педагога с детьми, беседами, играми, рассматриванием картинок; специально организованные диагностические занятия в период, определенный образовательной программой дошкольного учреждения для мониторинга; изучение продуктов деятельности детей; беседы с родителями. 5.3 Обследование проводится обязательно в игровой форме. 5.4 Наблюдение осуществляется педагогом во всех естественно возникающих образовательных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода в ДОУ и ухода из него. 6.Ответственность должностного лица, осуществляющего педагогическую диагностику 6.1.Должностное лицо, осуществляющее педагогический мониторинг в ДОУ, несет ответственность за: тактичное отношение к каждому ребенку во время проведения диагностических мероприятий, создание для каждого воспитанника ситуации успеха; ознакомление с итогами обследования воспитанников, соответствующихдолжностных лиц (в рамках их должностных полномочий); соблюдение конфиденциальности; качество проведения обследования воспитанников; доказательность выводов по итогам диагностирования воспитанников; оформление соответствующей документации по итогампроведения диагностических мероприятий в установленные сроки. 7. Контроль 7.1 Контроль проведения и объективности оценки индивидуального развития ребенка осуществляется заместителем заведующего по УВР посредством следующих форм: ежедневный текущий контроль; тематический контроль; оперативный контроль. 7.2 Виды деятельности в рамках контроля: посещение и анализ образовательной деятельности, режимных моментов, обсуждение результатов с педагогом. 8. Документация Педагогические работники, осуществляющие педагогическую диагностику: заполняют диагностические карты по пяти образовательным областям на начало и конец учебного года; проводят количественный и качественный анализ по каждой области, а также обобщающую справку по результатам диагностирования; на начало учебного года педагоги разрабатывают индивидуальные траектории развития или программы работы с одаренными воспитанниками и детьми с особыми образовательными потребностями. Диагностические карты хранятся у педагогов в течение 5-ти лет, аналитический материал – в методическом кабинете. -